Наша рассылка
Заказать звонок
8 (495) 774-25-93
Главная   →   Блог
Бизнес-тренер Константин Баранский в спецпроекте "Профессии" - интервью для CareerLife
Баранский Константин    2017-04-04

Бизнес-тренер — это специалист по обучению сотрудников и руководителей методам и алгоритмам работы в бизнесе.

С помощью тренингов отрабатываются навыки и умения, пересматриваются старые психологические установки и внедряются новые. Тренер помогает участникам выстроить свою работу эффективнее, раскрыть свой потенциал, преодолеть мешающие ограничения.

Бизнес-тренер может работать как внутри компании (внутрикорпоративный тренер или тренинг-менеджер), так и быть внешним тренером в качестве фрилансера или сотрудника консалтинговой компании.

Задать вопрос


Время прочтения: 15 минут
Путь в профессию

 

Мой путь в тренерство начался с работы в департаменте продаж. Я показывал неплохие результаты и однажды руководитель учебного центра попросил рассказать об этом. Я рассказал, потом провёл демо-тренинг (короткий блок на 30 минут) и мне предложили попробовать себя в качестве тренера. Тогда я ещё не знал, что это дело всей моей жизни, просто был счастлив получить первое карьерное повышение.

Несколько лет проработал внутрикорпоративным тренером в банковской среде и в ретейле, пару лет — в консалтинговой компании, и после решил уйти на внешний рынок в качестве фрилансера. Честно признаться, это были достаточно сложные и голодные времена. Постепенно я пришел к идее создания своей команды и использованию подхода комплексного обучения и развития персонала. Так 3,5 года назад появилась тренинговая компания PUZZLE-Training.

Концепция моей компании — это игра «пазл», правильно собранные детали которой создают идеальную картину. Элементы в пазле могут быть схожи по форме, но быть разными по содержанию, поэтому каждый элемент имеет свое место и свой смысл. Эта идея легла в основу нашей работы (мы предлагаем уникальные решения для бизнеса) и в основу взаимодействия всей команды (каждый особенный и является профессионалом в своём деле).

 

Реализованные проекты

За 3,5 года существования компании у нас более 100 успешных проектов. На моем опыте их более 300.

Самые интересные проекты: выстраивание колл-центров, разработка и проведение модульных программ развития сотрудников различного уровня, организация выездных мероприятий на несколько сотен человек и создание уникальных симуляционных игровых решений.

В целом, у моей компании большой спектр обучающих услуг и развивающих мероприятий: модульные бизнес-тренинги, практикумы, симуляции, консультирование и коучинг.

 

 

Необходимые качества в профессии

 

Профессия бизнес-тренера предполагает хорошо развитые коммуникативные навыки, поэтому без общительности, тактичности и доброжелательности не обойтись.

Хорошая память, развитый интеллект и чувство юмора всегда придут на помощь.

А желание работать на результат и постоянно развиваться — то, без чего невозможно успешно существовать в данной профессии.

Тренер, играющий роль тренера не интересен. Либо ты наполнен, глубок, интересен, либо нет — и тогда никакие тренерские штучки и приёмы не работают. Во всяком случае, с умной взрослой аудиторией.

 

Образование

 

На данный момент признанного высшего специального тренерского образования в России не существует. И на Западе, и в России предпринимались попытки выделить как профессию, так и сертифицировать этот вид деятельности, но пока единой системы обучения нет.

Чаще всего в профессию приходят люди с психологическим, педагогическим или управленческим образованием. К примеру, у меня специализация «Менеджмент организации, управление человеческим ресурсом». Есть тренеры и с техническим образованием, у которых свой структурированный подход, но часто у них на тренингах скучновато, не хватает харизмы тренера и общей динамики.

Многие переквалифицируются в бизнес-тренеров уже после успешно сложившейся корпоративной карьеры в продажах, маркетинге или управлении персоналом. То есть те сотрудники, которые знают проблемы организации изнутри.

Для освоения необходимых компетенций существуют различные бизнес-школы и специализированные курсы, в том числе тренинги для тренеров, которые позволяют понять профессию тренера, получить методологию и широкий диапазон инструментов, а также начать выступать перед аудиторией.

Существуют клубы бизнес-тренеров, где коллеги различной квалификации дают обратную связь по выступлениям.

Идеальный вариант — учиться у того бизнес-тренера, стиль которого вам импонирует. Бизнес-тренеры с большим опытом работы могут быть менторами и наставниками для новичков. Я в том числе готовлю специалистов в своей Школе тренеров.

 

Знания и навыки

 

Важны специальные знания в той области бизнеса, в которой практикует бизнес-тренер. Например, моя основная специализация — коммуникация во всех проявлениях: публичные выступления, переговорный процесс, продажи и клиентоориентированный сервис, хотя последний год я больше занят темой самоуправляемых команд, влиянием лидера, инновационными технологиями управления. Профессиональный тренер обычно имеет «накат» 3-5 лет в своей теме.

Бизнес-тренеру необходимы навыки презентации, работы с группой и обработки возражений и сопротивления (хотя с опытом сопротивление исчезает), знания методик создания тренингов.

В целом, профессиональный тренер умеет вдохновлять на достижения, на поиск и отработку новых решений. Поэтому важно быть для людей примером, искренне интересоваться их развитием и уметь вести за собой.

 

Обязанности

 

Многие знают, что бизнес-тренер проводит обучающие мероприятия. Но до этого он проводит большую подготовительную работу: анализирует и систематизирует материал, составляет обучающие программы, пишет методические пособия. И в заключении составляет отчет о проделанной работе для клиента. Также бывают аттестационные и посттренинговые мероприятия.

Перед тренингами проводят репетиции, где отрабатывают новый материал на коллегах. Такие репетиции позволяют выявить слабые моменты в тренинге и получить подробную обратную связь.

Бизнес-тренеру крайне желательно выступать на профильных конференциях и публиковаться в изданиях, тем самым подтверждая свою экспертность.

При этом главная обязанность — развивать навыки людей и помогать повышать эффективность бизнеса.

 

Первый опыт работы

 

Первый опыт работы проще всего получить путем внутрикорпоративного перемещения. Если у вас в компании есть учебный центр и вы готовы делиться своими знаниями с коллегами, то обязательно обсудите такую возможность с вашим руководством.

Часто открыты вакансии в тренинговых компаниях, где в зависимости от вашего опыта и квалификации вы можете начать как с ассистентской позиции, так и с позиции ко-тренера. У вас будет возможность наблюдать за работой более опытных коллег и постепенно выходить на уровень самостоятельного проведения тренингов. В нашей компании тоже есть такая практика и я открыт к общению с новыми талантами.

 

Карьерные перспективы

 

Если говорить о внутрикорпоративном развитии, то тренер может расти до позиции директора учебного центра или руководителя службы персонала, но это встречается не так часто.

Внешний тренер может развиваться как профессионал за счет изучения новых сфер и углубления в уже известные. Таким образом растет его профессионализм, востребованность и, соответственно, стоимость.

У хорошего тренера качество тренингов с годами повышается, но одновременно повышаются ожидания рынка. Удовлетворить эти ожидания и превысить их —постоянный вызов для профессионала.

 

Сложности общения

 

Сложности с клиентами или заказчиками у нас не возникают. Хотя я знаю про такие прецеденты. Для меня это странно, потому что при такой высокой конкуренции каждый клиент на счету, необходимо проявлять чудеса гибкости и клиентоориентированности.

У начинающих тренеров бывают сложности с участниками тренингов, которые могут оказывать тренеру сопротивление. Это может быть в форме отказа от выполнения заданий, споров с тренером или пассивное участие в тренинге. На тренинге для тренеров этим блокам уделяют отдельное внимание.

 

Навыки или творчество?

 

В профессии есть огромный простор для творчества. При создании тренинга часто возникает дилемма: как доносить информацию, как сделать ее более доступной, какие дать кейсы, чтобы они были показательны и участники смогли отработать навыки. Невозможно создать бизнес-кейсы и придумать упражнение, когда не развито правое полушарие.

Люди с высоким творческим потенциалом делают интересные и живые мероприятия, хотя часто плохо организованы, придают мало значения качеству материала, но при этом они очень живые и интересные.

Это палка о двух концах, везде должен быть баланс.

 

В чем секрет хорошего тренинга?

 

За 10 лет в бизнес-образовании я понял, что простую, но эффективную программу создать и провести могут единицы.

Что для этого нужно? Найти или наработать материал, который взят из практики конкретного бизнеса. Вывести алгоритмы из реальных ошибок, и хорошо, если тренер дополнительно набьет себе такие же шишки.

Умение грамотно собрать программу тренинга сейчас тоже редкость, хотя вакансий методологов, как и соискателей много.

Для эффективного проведения тренинга нужно очень точно попасть в больное место группы, которое надо лечить.

Отдельный пласт для обсуждения — харизма и личность тренера, его опыт, методы подачи, умение привести пример и гибко среагировать.

Конечно, важно качество раздаточного материала и слайдов, участники должны получить эстетическое удовольствие или хотя бы просто не отвлекаться от темы. Создание материалов — особое искусство.

И самый важный аспект: стоит заниматься лишь тем, что действительно любишь, особенно если профессия связана с обучением людей.

 

Издержки профессии

 

Во-первых, бизнес-тренер постоянно находится в контакте с людьми. Я часто встречаю коллег с уставшим видом. Необходимо выделять время для восстановления. Например, заниматься спортом. Как говорил Ошо: «Когда я бегаю, я не могу нервничать».

Во-вторых, со временем появляется предсказуемость и однообразие в проведении тренингов. Ты можешь предугадать реакции людей, их вопросы. Особенно это часто встречается у внутрикорпоративных тренеров, которые один и тот же тренинг могут читать месяцами. Стоит менять темы, развиваться, не стоять на месте. В этом смысле выигрывает тренер-методолог, который все время может придумывать что-то новое.

В-третьих, бизнес-тренеры не имеют прямого влияния на результат. Мы обучаем людей, формируем у них навыки, но не можем гарантировать применение на рабочем месте и тем более не можем гарантировать прирост в продажах. Факторов влияния на результат слишком много.

Во-четвертых, на рынке высокая конкуренция, а так как нет единой системы образования и сертификации, то основным показателем по-прежнему остается деловая репутация и личный бренд.

В-пятых, карьерный рост все же ограничен, в определенный момент возможен рост только экспертизы и стоимости дня работы. Бизнес-тренер не имеет серьезной карьерной лестницы.

 

Тест на профпригодность

Вам доставляет удовольствие быть на публике? Нравится учить людей? Вы любите что-то создавать, анализировать и алгоритмизировать?

Если вы ответили на все вопросы положительно, то далее переходите к активным действиям:

  1. Соберите группу людей, расскажите им о чем-либо и соберите обратную связь. Им нравится? Что они будут использовать?
  2. Сходите на бизнес-тренинги, наберитесь опыта участия и пройдите обучение на тренера.
  3. Выберите тренера, у которого вы хотите учиться и добейтесь его участия в вашей судьбе! Пусть даже заочно, пусть даже он этого не знает, но будет вашим кумиром.

 

Источник: http://www.career-lift.ru/kbaransky

 



другие публикации этого автора
ПРОГРАММЫ
Продажи и сервис
Персональная эффективность
Эффективная команда
Менеджмент и лидерство
Тренерское мастерство
УСЛУГИ
Консалтинг
Обучение
Оценка
НАШ ПОДХОД
Диагностика
Разработка
Проведение
Поддержка
КОНТАКТЫ
8 (495) 774-25-93
Заказать звонок

115035, г. Москва, Садовническая ул., д.54, стр.2, 4 этаж (ст. м. Новокузнецкая)
info@pz-tr.ru
2013 - 2017, PUZZLE-Training, Москва